Речь - пятый раздел экзамена CPE

Речь как коммуникативный раздел CPE – главного английского экзамена среди кембриджских сертификатов. Его формат (структура) и содержание по 3 частям (задания, тематика). Советы и методика подготовки.

Общая структура экзамена CPE

Формат

Речь как 5 раздел CPE состоит из 3 частей на 20 минут. 2 экзаменатора собеседуют 2 экзаменующихся. 1 экзаменатор выступает проверяющим и собеседником, ведя разговор через вопросы и задания. Другой выступает проверяющим, воздерживаясь от участия.

По совместному заданию экзаменующиеся знакомятся с экзаменатором и между собой, по очереди представляясь (каждый по 2 минуты) и высказываясь. В разделе проверяется использование общедиалогового языка, умозаключение, суждение, решение, организация диспута, выражение и доказательство мнений, развитие тем.

Экзаменующиеся доказывают эффективное владение устными навыками во множестве ситуаций. В конце экзамена их благодарят за участие, но без указания их языкового уровня.

При нечётности собеседуемых в центре приглашаются оставшиеся 3. Тогда меняется лишь хронометраж (до 30 минут). Формат «один на один» вводится в крайних случаях.

Оценка

Экзаменующиеся получают оценку за качественное выполнение заданий.

1 часть

3-минутная беседа экзаменатора с экзаменующимися на обиходные темы. Собеседующий просит экзаменующихся представиться и немного поболтать.

Экзаменующимся задаётся ряд вопросов по 1 на каждого по очереди. Вначале они рассказывают о себе, затем им задают общие вопросы на мнения/умозаключения. Переговариваться не требуется.

2 часть

2-сторонняя беседа на 4 минуты между экзаменующимися с визуальными и устными подсказками в рамках решительного задания. Акцент – на умозаключение, суждение, сравнение, высказывание, расспрос, обсуждение, переговоры и решение.

Проверяется умение завязывать разговор и выводить переговорный итог задания. Экзаменующихся наставляют устно и графическими подсказками вроде фото, иллюстраций и компьютерной графики в основе совместного задания.

Экзаменующимся задаётся вопрос для реакции на смысл картинки, о котором надо рассказать за 1 минуту. Затем экзаменатор наставляет на переговорное задание. Экзаменующиеся должны выработать переговорное решение задания. Их оценивают по речевым навыкам ибо задание не предполагает (не)правильных ответов.

3 часть

Поочерёдные высказывания каждого экзаменующегося с последующим обсуждением связных тем. Экзаменующимся выдают по письменному вопросу. После высказываний и обсуждения экзаменатор ведёт обсуждение для выяснения последующих поочерёдных тем. Акцент – на конструктивный диалог, выражение и обоснование мнений, развитие тем. Часть длится 12 минут (2-минутные высказывания и 8-минутное обсуждение). Проверяется умение развивать и поддерживать беседу, вовлекать в тематическое высказывание.

Экзаменующиеся высказываются по 2 минуты беспрерывно. Им поочерёдно выдают по вопросной карточке с тезисами для подсказки. Они молча выслушивают собеседника и комментируют его около 1 минуты. Затем обоим задаётся общетематический вопрос.

Экзаменующимся надо упорядочивать высказывания и связно выражаться подходящим языком за ограниченное время.

Натаскивание

Классная подготовка с вовлечением экзаменующихся в парно-групповую работу отлично прививает им навыки вроде поочерёдности и ответности. Лучше беседовать с как можно большим числом одногруппников.

Необходимо знать диалоговые форматы. В 1 части говорят в основном с экзаменатором, во 2 части – между собой, в 3 части – со всеми. Важно успевать в отведённое время.

Экзаменующимся следует произносить слова (особенно описательные прилагательные) ясно и чётко и передавать незнакомые/незапоминаемые слова своим языком.

Нужно внимательно слушать наставления по заданию и обстоятельно говорить с хорошим произношением. Перед началом задания можно переспросить наставления.

В 1 части экзаменующимся задают от 3 вопросов об их повседневности, стаже и увлечениях (например, путешествиях). В некоторых ответах можно высказывать мнение. Нужно отвечать быстро, но не заученными репликами, звучащими натянуто, неестественно и неуместно. Для этого нужно общение в англоязычной среде и просмотр видеопроизношения. В классе полезно собеседовать друг друга вопросами из экзаменационных материалов.

Во 2 части нужно знать, что ответ на первый 1-минутный профильный вопрос с иллюстрацией должен не ограничиваться описанием, а содержать размышление. Заглавия иллюстраций помогают запоминать наставления, а их сведения о контексте/аудитории помогают сохранять обсуждение сосредоточенным и обеспечивают надлежащий результат.

Экзаменующимся следует знать как развивать обсуждение конструктивным участием, вступать в разговор, приглашать к высказыванию, выслушиванию, ответу и самим начинать обсуждение. Важно цепляться за партнёрские доводы, ведь разумное обсуждение требует и эффективного слушания. Классные упражнения позволяют экзаменующимся выражать реакции и мнения об иллюстрациях и обсуждать их смысл. На основе 3 тематически связанных картинок из учебников/журналов удобно рассуждать о проиллюстрированных тематических свойствах. Управление обсуждением требует функционального языка – высказывания, отсыла (по ситуации), подытоживания и т.д.

В 3 части экзаменующимся даётся право на 10-секундное обдумывание ответа. Некоторым легче начать с прочтения вопроса вслух. Интенсивное классное обсуждение тренирует быстрое выдвижение предложений. Вопросные карточки также содержат по 3 тезиса в качестве предлагаемых идейных подсказок.

Итог

Речевой раздел CPE под силу почти лишь учащимся языковых центров, занимающихся классной деятельностью с английской разговорной практикой, фонетическим руководством, коммуникативными упражнениями и переговорным обсуждением.

CPE – общая структура и разделы

smile

English Joke


The time is the French Revolution.
Yossi lived in a small village and one day, his friend Roberto came to see him after returning from a trip to Paris.
Yossi asked Roberto what was happening in Paris as he had heard they were regularly using the Guillotine.
«Yes, you heard right,” said Roberto, «conditions there are as bad as can be. They are chopping off people’s heads in their thousands.”
«Oy vay,” moaned Yossi, «what ever will happen to my hat business?”